Партнёры
Designed by: |
JM-Experts!
|
В РАЗРАБОТКЕ Глава 7. Контактные соединения |
Добавил(а) DDS | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.06.10 11:30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 7. Контактные соединения Контактные соединения электрических цепей выполняются в соответствии с ГОСТ 10434-82 "Соединения контактные электрические"; ГОСТ 21242-75 "Выводы контактные электротехнических устройств плоские и штыревые" и "Инструкции по монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств" (концерн "Электромонтаж", 1993г.; номер по классификации МКС-Ш-А-2). По ГОСТ 10434-82, в зависимости от области применения, контактные соединения подразделяются на 3 класса. К 1 классу относятся соединения цепей, сечение которых выбирается по длительным токовым нагрузкам - это силовые электроцепи, линии электропередач (т.е. цепи, относящиеся к МКС). В зависимости от климатического исполнения и категории размещения электротехнических устройств соединения подразделяются на группы А и Б. Климатические исполнения У, УХЛ для категории размещения 3 (что соответствует условиям МКС) относятся к группе А. Таким образом, все требования ГОСТ 10434-82 к контактным соединениям применительно к МКС должны соответствовать классу 1 и группе А. По конструктивному исполнению контактные соединения подразделяются на: - неразборные, выполняемые сваркой, пайкой или оп-рессовкой (соединения сборных шин между и ответвления от них рекомендуется выполнять сваркой); разборные (болтовые), применяемые для соединения шин с выводами электротехнических устройств. В зависимости от материала соединяемых элементов разборные соединения, в свою очередь, подразделяются на: • не требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления в месте контакта; • требующие применения средств стабилизации. Соединение плоских контактных поверхностей (шин прямоугольного сечения или наконечников с плоскими выводами электротехнических устройств), выполненных из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, не требуют применения средств стабилизации и выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии. Допускается применение вороненых стальных болтов, гаек и шайб. Соединение алюминиевых шин между собой или с плоскими выводами электротехнических устройств, а также с другими проводниками, выполненными из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, должно выполняться с применением средств стабилизации, одного из нижеперечисленных: 1) крепежных изделий из цветных металлов с коэффициентом линейного расширения от 18-10-6 до 21-10-6 1 /°С (латунь); 2) тарельчатых пружин; 3) металлических покрытий рабочих поверхностей алюминиевых проводников; 4) переходных медно-алюминиевых пластин (медно-алюминиевых наконечников) или переходных пластин и наконечников из твердого алюминиевого сплава. Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин соединяются с алюминиевыми шинами сваркой. При применении средств стабилизации по пунктам 2,3,4 контактные соединения также выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии. К штыревым выводам, выполненным из меди или латуни, присоединение проводников из меди или из твердых алюминиевых сплавов выполняется без средств стабилизации, а алюминиевых проводников - с применением средств стабилизации: при токах до 630 А - с использованием крепежных деталей из латуни, а при токах более 630 А - с использованием металлических покрытий (п.З) или переходных пластин (п.4).
Примеры разборных соединений проводников с плоскими контактными поверхностями. I. Выполняемые без средств стабилизации Рис. 1 -46.
а) с контргайкой б) с пружинной шайбой (6) 1,2 - соединяемые проводники (шины, выводы устройств, наконечники), выполненные из меди или из твердых алюминиевых сплавов 3,4,5 - стальные шайбы, болты, гайки Температуря нагрева контактных соединений не должна превышать значений, указанных в таблице
а) с контргайкой б) с пружинной шайбой (6) 3,4,5 - шайбы, болты и гайки из цветного металла 8
в) с тарельчатой пружиной г) с металлтеским покрытием (9) алюминиевых шин (12,13) 7,8,11 - стальные гайки, болты, шайбы 10 - увеличенная стальная шайба
д) соединение через медно- е) соединение через пере алюминиевую пластину ходную пластинку из (14) твердого алюмини- евого сплава (15) П. Выполняемые со средствами стабилизации соединения алюминиевых шин между собой или с другими проводниками из меди или из твердых алюминиевых сплавов Рис. 1-47 4 а) С L ИГ б)
1 - штыревой вывод (медь, латунь); 2 - гайка (ст); 3 - шина (медь, сталь, алюминиевый сплав); 4 - гайка (медь, латунь); 5 - шина (алюминиевая); 6 - алюминиевая шина с металлопокрытием: 7 - пластина переходная медно-алюминиевая; 8 - пластина из алюминиевого сплава. Упорные гайки (4) во всех случаях из цветного металла. Размеры отверстий в шинах должны соответствовать диаметру штыревого вывода:
Примеры соединений со штыревыми выводами Рис. 1-48. а) без средств стабилизации б,в,г,д) со средствами стабилизации У .г Выводы контактные электротехнических устройств, плоские и штыревые ГОСТ 21242-75 Основные размеры базовых исполнений должны соответствовать указанным в таблице Базовые исполнения о к 5 (N
200 20 20 минипольноя ионтомгноя
2. 400 25 25 630 35 35 С 1 болтом 1000 50 50 11 М10 14 M12 18 M16
1000-1600 40 80 45 с 2 болтами 14 M12 2000 50 100 60 18 M16 3200 60 120 60 18 M16
2000-3200 80 80 модификация с 4 болтами 14 M12 В зависимости от диаметра болтов, отверстия в шипах выполняются согласно таблице
Допускается выполнение овальных отверстий. При соединении (ответвлении) шин шириной до 50 мм используется один болт (диаметром 10 мм-при ширине шин 25-30 мм; 12 мм-при ширине 40 мм и 16 мм-при ширине 50 мм), два болта (диаметром 10 мм-при ширине шин 60 мм; 12 мм-при ширине 80 мм и 16 мм-при ширине 100-120 мм). Контактные участки шин шириной 60 мм и более, имеющие два отверстия в поперечном ряду, рекомендуется выполнять с продольными разрезами шириной не более 5 мм. К каждому болту плоского вывода или к штыревым выводам рекомендуется присоединять не более двух проводников. - Длина болтов должна быть такой, чтобы после затяжки оставалось не менее двух ниток свободной резьбы. Под головки болтов и гайки при соединении медных шин подкладываются чистые стальные нормальные шайбы согласно таблице
Общие требования к контактным соединениям
При соединении медных шин с алюминиевыми увеличенные шайбы подкладываются только со стороны алюминиевой шины. При отсутствии специальных увеличенных шайб допускается установка двух нормальных шайб вместо одной увеличенной. - Разборные контактные соединения должны быть предохранены от самоотвинчивания контргайками, пружинными шайбами или тарельчатыми пружинами. Пружинные шайбы не рекомендуется применять при соединении алюминиевых шин. В МКС, как правило, применяются контргайки. - Затяжку болтов рекомендуется производить индикаторными ключами с крутящим моментом согласно таблице
|