Партнёры

Ремонт и строительство на портале RMNT.RU
Промышленный портал PromPortal.su: промышленность, производство, строительство, оборудование


Designed by:
JM-Experts!

В РАЗРАБОТКЕ Глава 7. Контактные соединения PDF Печать E-mail
Добавил(а) DDS   
15.06.10 11:30

Глава 7. Контактные соединения

Контактные соединения электрических цепей выпол­няются в соответствии с ГОСТ 10434-82 "Соединения кон­тактные электрические"; ГОСТ 21242-75 "Выводы конта­ктные электротехнических устройств плоские и штыревые" и "Инструкции по монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических уст­ройств" (концерн "Электромонтаж", 1993г.; номер по клас­сификации МКС-Ш-А-2).

По ГОСТ 10434-82, в зависимости от области примене­ния, контактные соединения подразделяются на 3 класса. К 1 классу относятся соединения цепей, сечение которых выбирается по длительным токовым нагрузкам - это сило­вые электроцепи, линии электропередач (т.е. цепи, отно­сящиеся к МКС).

В зависимости от климатического исполнения и кате­гории размещения электротехнических устройств соеди­нения подразделяются на группы А и Б. Климатические ис­полнения У, УХЛ для категории размещения 3 (что соотве­тствует условиям МКС) относятся к группе А.

Таким образом, все требования ГОСТ 10434-82 к конта­ктным соединениям применительно к МКС должны со­ответствовать классу 1 и группе А.

По конструктивному исполнению контактные соеди­нения подразделяются на:

- неразборные, выполняемые сваркой, пайкой или оп-рессовкой (соединения сборных шин между и ответв­ления от них рекомендуется выполнять сваркой); разборные (болтовые), применяемые для соединения шин с выводами электротехнических устройств. В за­висимости от материала соединяемых элементов разборные соединения, в свою очередь, подразделя­ются на:

• не требующие применения средств стабилизации

электрического сопротивления в месте контакта;

• требующие применения средств стабилизации.


Соединение плоских контактных поверхностей (шин прямоугольного сечения или наконечников с плоскими выводами электротехнических устройств), выполненных из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, не требуют применения средств стабили­зации и выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии. Допускается приме­нение вороненых стальных болтов, гаек и шайб.

Соединение алюминиевых шин между собой или с плоскими выводами электротехнических устройств, а так­же с другими проводниками, выполненными из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых спла­вов, должно выполняться с применением средств стабилизации, одного из нижеперечисленных:

1) крепежных изделий из цветных металлов с коэффи­циентом линейного расширения от 18-10-6 до 21-10-6 1 /°С (латунь);

2) тарельчатых пружин;

3) металлических покрытий рабочих поверхностей алюминиевых проводников;

4) переходных медно-алюминиевых пластин (медно-алюминиевых наконечников) или переходных пластин и наконечников из твердого алюминиевого сплава.

Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин соединяются с алю­миниевыми шинами сваркой.

При применении средств стабилизации по пунктам 2,3,4 контактные соединения также выполняются при по­мощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии.

К штыревым выводам, выполненным из меди или ла­туни, присоединение проводников из меди или из твер­дых алюминиевых сплавов выполняется без средств ста­билизации, а алюминиевых проводников - с примене­нием средств стабилизации: при токах до 630 А - с ис­пользованием крепежных деталей из латуни, а при токах более 630 А - с использованием металлических покрытий (п.З) или переходных пластин (п.4).


 

Материал шин (вывода)

Макс.допустимая температура нагрева, °С в установках

до 1000 В

свыше 1000 В

Медь, алюминий и его сплавы без защитных покрытий

95

90

То же, но с защитными покрытиями небла­городными металлами

110

105

Медь с покрытием серебром

135

120

Примеры разборных соединений проводников с плос­кими контактными поверхностями.

I. Выполняемые без средств стабилизации Рис. 1 -46.

а) с контргайкой б) с пружинной шайбой (6)

1,2 - соединяемые проводники (шины, выводы уст­ройств, наконечники), выполненные из меди или из твердых алюминиевых сплавов

3,4,5 - стальные шайбы, болты, гайки

Температуря нагрева контактных соединений не долж­на превышать значений, указанных в таблице


а) с контргайкой б) с пружинной шайбой (6)

3,4,5 - шайбы, болты и гайки из цветного металла

8

в) с тарельчатой пружиной  г) с металлтеским покрытием (9) алюминиевых шин (12,13)

7,8,11 - стальные гайки, болты, шайбы 10 - увеличенная стальная шайба

д) соединение через медно- е) соединение через пере алюминиевую пластину        ходную пластинку из (14) твердого алюмини-

евого сплава (15)

П. Выполняемые со средствами стабилизации соедине­ния алюминиевых шин между собой или с другими провод­никами из меди или из твердых алюминиевых сплавов

Рис. 1-47


4

а)

С

L

ИГ

б)

1 - штыревой вывод (медь, латунь);

2 - гайка (ст); 3 - шина (медь, сталь, алюминиевый сплав); 4 - гайка (медь, латунь); 5 - шина (алюмини­евая); 6 - алюминиевая шина с ме­таллопокрытием: 7 - пластина переходная медно-алюминиевая; 8 - пластина из алюминиевого сплава.

Упорные гайки (4) во всех случаях из цветного металла.

Размеры отверстий в шинах должны соответствовать диаметру штыревого вывода:

Диаметр штыревого

6

8

10

12

16

20

24

30

36

42

48

56

вывода, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а з м е р отверстия в

6,6

9

11

14

18

22

26

33

39

45

52

62

шине, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры соединений со штыревыми выводами

Рис. 1-48.

а) без средств стабилизации     б,в,г,д) со средствами

стабилизации

У .г


Выводы контактные электротехнических устройств, плоские и штыревые

ГОСТ 21242-75

Основные размеры базовых исполнений должны соот­ветствовать указанным в таблице

Базовые исполнения

о

к

5

(N

S

 

-

 

CQ

 

5

'-.

0

ю

9

M8

200      20       20

минипольноя ионтомгноя

2.

400      25       25

630      35

35

С 1 болтом

1000    50       50

11      М10

14      M12

18      M16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

и

и

 

1

 

1000-1600    40

80       45

с 2 болтами

14       M12

2000     50        100     60        18       M16

3200    60        120     60        18       M16

 

 

 

1 Y с

Л

03

)   с

Л

^ Y г

 

 

к ^

/

i

 

2000-3200     80

80

модификация с 4 болтами

14       M12


В зависимости от диаметра болтов, отверстия в ши­пах выполняются согласно таблице

Диаметр болта, мм

8

10

12

16

Диаметр отверстия, мм

9

11

14

18

Допускается выполнение овальных отверстий.

При соединении (ответвлении) шин шириной до 50 мм используется один болт (диаметром 10 мм-при ширине шин 25-30 мм; 12 мм-при ширине 40 мм и 16 мм-при ширине 50 мм), два болта (диаметром 10 мм-при ши­рине шин 60 мм; 12 мм-при ширине 80 мм и 16 мм-при ширине 100-120 мм). Контактные участки шин шири­ной 60 мм и более, имеющие два отверстия в попереч­ном ряду, рекомендуется выполнять с продольными разрезами шириной не более 5 мм. К каждому болту плоского вывода или к штыревым вы­водам рекомендуется присоединять не более двух про­водников.

-  Длина болтов должна быть такой, чтобы после затяжки оставалось не менее двух ниток свободной резьбы. Под головки болтов и гайки при соединении медных шин подкладываются чистые стальные нормальные шайбы согласно таблице

Диаметр болта, мм

Внутренний диаметр шайбы, мм

Наружный диаметр шайбы, мм

Толщина шайбы, мм

8

8,4

17,5

1,6

10

10,5

21,0

2,0

12

13,0

24,0

2,5

16

17,0

30,0

3,0

Общие требования к контактным соединениям


Диаметр болта, мм

Внутренний диаметр шайбы, мм

Наружный диаметр шайбы, мм

Толщина шайбы, мм

8

8,4

24,0

2,0

10

10,5

30,0

3,0

12

13,0

36,0

3,0

16

17,0

48,0

4,0

При соединении медных шин с алюминиевыми увели­ченные шайбы подкладываются только со стороны алю­миниевой шины.

При отсутствии специальных увеличенных шайб до­пускается установка двух нормальных шайб вместо одной увеличенной.

- Разборные контактные соединения должны быть пре­дохранены от самоотвинчивания контргайками, пружинными шайбами или тарельчатыми пру­жинами. Пружинные шайбы не рекомендуется при­менять при соединении алюминиевых шин. В МКС, как правило, применяются контргайки.

- Затяжку болтов рекомендуется производить индика­торными ключами с крутящим моментом соглас­но таблице

Диаметр резьбы, мм

М8

М10

М12

M16

М20

М24

Алюминиевые шины

2

30

40

60

90

130

крутящий момент, 11-м

±1,5

±1,5

±2

±1,5

±3

±5

Шины  из  медп.тве-

 

 

 

 

 

 

рдых алюминиевых спла-

33

45

60

90

135

200

вов   крутящий   момент.

±1,5

±2

±3

±4

±5

+710,5

Н-м

 

 

 

 

 

 

При соединении алюминиевых шин под головки болтов и гайки подкладываются специальные увели­ченные шайбы согласно таблице
 

Счётчики

Проектирование электроснабжения:
Строительство и ремонт - строительный портал БЕСТ-СТРОЙ.РУ Rambler's Top100 Яндекс цитирования Проектирование, инжиниринг, САПРКаталог товаров для дома

Авторизация